[an error occurred while processing this directive] Кино новости : Как президент относился к кинематографу и современному кино : Какое кино посмотреть

Кино Новости

  • В России легализуют пиратское кино в кинотеатрах
  • Арестован кино и телепродюсер Александр Роднянский
  • Голливудский актер Джонни Депп расплакался на публике
  • На известного российского киноактера завели уголовное дело за выступления в Луганске
  • На Netflix подали в суд из-за чернокожей Клеопатры
  • Главное за день

    Как президент относился к кинематографу и современному кино

    Ельцин и кино

    КС (короткое сообщение) 38. Ельцин и кино

    Когда я первый раз оказался на даче кандидата в члены Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (специально расшифровываю название для тех, кто уже по молодости не знает, что такое ЦК КПСС) Бориса Николаевича Ельцина, меня больше всего поразил настоящий домашний кинотеатр. С настоящей киноустановкой, большим экраном, помещением для киномеханика. Конечно, это не был зал на сотни мест. Всего человек на десять-пятнадцать. Для семьи и немногочисленных гостей. Кинозал был совмещен с бильярдной. В свободное от киносеансов время можно было погонять на бильярде. Киномеханика привозили на чёрной «Волге» в согласованное с хозяевами время, и он показывал настоящее кино. Киномеханик имел свой вход в своё помещение. С хозяевами он контактировал по специальному телефону без диска. Как правило, сеансы устраивались в субботу-воскресенье, но по желанию «заказчиков» можно было смотреть кино хоть каждый день.

    Не менее удивляло и другое. На дворе были ещё вполне советские времена (1986-1987 годы). В кинотеатрах страны шли строго отобранные фильмы. Люди, имевшие видеомагнитофоны, считались элитой и тайно наслаждались нелегальными видеокассетами. Переписывали фильмы по сто раз. Качество часто было ужасным. За распространение нелегальных кассет иногда сажали в тюрьму. А на дачах руководителей партии спокойно смотрели хитовые западные фильмы. Схема была такая. Приходила сестра-хозяйка дачи со списком фильмов. Список просматривали. Ставили галочки. Иногда слышался ответ: «Эту картину можем привезти только через неделю. Копия сейчас на даче у первого лица». Не проблема! Неделю можно и подождать!

    Так что при лицемерной Советской власти кого-то сажали за нелегальные фильмы, а кто-то их просто смотрел на большом экране в хорошем качестве. Причём руководители страны норовили смотреть западные фильмы и лучшие советские. Официальное кино про колхозы и совхозы, производственные проблемы и будни трудовых коллективов они смотреть в свободное время не хотели. Эти фильмы полагались обычным гражданам. Фильмы производства киностудий национальных республик (типа «Казахфильма», «Таджикфильма» и т.п.) на цековских дачах не смотрели. Хотя по смыслу вожди должны были смотреть фильмы своей страны и потом давать рекомендации творцам.

    На даче Бориса Ельцина – Президента России – тоже был кинотеатр. Но в послесоветские годы любой человек получил доступ к любому кино. Безо всяких ограничений. Покупай кассету (потом диск) и смотри, сколько хочешь и что хочешь. Никто тебя в тюрьму не посадит. В кинотеатрах шли любые фильмы, без цезурных ограничений. Весь этот запретный идиотизм советской власти рухнул. Что многими считалось важным достижением августовской революции 1991 года. Хотя стало реальностью вcе же раньше, уже в годы поздней перестройки.

    Какие же фильмы любил Ельцин? Разные. Советскую классику – «Девчата», «Калина красная», «Любовь и голуби». Любил боевики, детективы, всяческий экшн. Он ведь сам был человек-экшн, поэтому тяготел к такому кино. Нравились ему фильмы с культовыми для разных поколений советского народа артистами – от Жан-Поля Бельмондо до Брюса Ли. Пересмотрел он все фильмы с Арнольдом Шварценеггером. Особая любовь – югославский актёр Гойко Митич, знаменитый исполнитель роли индейцев. «Чингачгук – Большой Змей», «Белые волки» мы с удовольствием смотрели не раз. Большое впечатление произвёл, конечно, «Титаник» Джеймса Кэмерона.

    Во время киносеансов на даче никто не выпивал и не закусывал. Никаких шоколадок-мармеладок. Рассаживались в определенном порядке. На диване в центре – Борис Николаевич и Наина Иосифовна. По бокам – дочери Татьяна и Елена. Дальше зятья – Валера и я. Дети сидели на ковре. Во время сеансов случались и курьезы. Так, однажды в ходе просмотра западного боевика зрители увидели эротическую сцену и оголенную грудь героини. Борис Николаевич замахал руками. Типа остановите кино. Наина Иосифовна стала звонить по заветному телефону механику. «Почему не предупредили? У нас дети…» – возмущалась она в трубку. Я тихо улыбался в темноте. Мне было смешно. Кстати, эротику никогда не смотрели. Вообще эти вопросы он в присутствии жены и дочерей никогда не обсуждал. В этом смысле великий реформатор-новатор Ельцин был человеком архаичным.

    Перед сеансами для детей показывали мультики. Все просмотры были семейными. Отдельно, без Бориса Николаевича, в дачный кинотеатр не ходили. В начале девяностых годов появилось видеопроекционное оборудование и появилась возможность смотреть фильмы с дисков на большом экране. Это расширило меню фильмов до разумно понятой бесконечности.

    На некоторых госдачах любили устраивать презентации картин с участием киношников. У нас этого никогда не было. Хотя многие кинематографисты хотели прорваться к нам на дачу. Однако, Ельцин к общению не стремился. Смотрим кино и расходимся. Без длинных обсуждений.

    Единственным большим кинорежиссёром, появлявшимся у нас на даче, был Эльдар Рязанов. Он сыграл особую роль в судьбе Бориса Николаевича. Рязанов снял аж два телефильма о первом Президенте России. Первый фильм – перед референдумом в апреле 1993 года, второй – в ноябре того же 1993-го. Первый фильм он делал с удовольствием, с доброй верой в реформы. Второй – снимать вообще не хотел, но его очень попросили. Это было через месяц после расстрела Белого дома в октябре 1993 года. Рязанов, как мне кажется, тогда разочаровался в реформах. По крайней мере, в прежнем, несколько романтическом понимании этого термина. Во втором фильме в разговоре с Ельциным он жёстко давил на Президента, прижимал его к стенке. Рязанов словно изменился. Он увидел, как его любимый зритель, он же и герой – ироничный интеллигент из 70-х и 80-х годов XX века – переродился, превратившись или в барыгу, или в обнищавшего, потерянного пенсионера. Героев 90-х – «крутых пацанов», банкиров, шумных депутатов – Рязанов не любил. Это было уже не его время. И не его пространство Он так и ушёл из жизни, пребывая в неразрешимом противоречии с окружающим его миром. Рязанов критически относился к советским порядкам, поддерживал Ельцина, но реальность девяностых и двухтысячных годов оказалась совсем не та, которую представлял себе великий мастер кино.

    Ельцин же как всякий реформатор эпохи огромных перемен всё продолжал искать и смотреть новое. И в кинематографе, и в жизни. Ему нравилось все новое.

    Такое вот кино.

    Алексей Дьяченко
    бывший зять Бориса Ельцина
    30-летию Великой августовской демократической революции 1991 года посвящается
    (фрагменты будущей книги «От Ельцина до Путина. И обратно»)
    Эхо Москвы

    12.11.2021